Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей

 

Коллектив ДОУ работает по программе Н.М. Крыловой "Д/с- дом радости" (с 3 до 7 лет), которая представляет собой программу целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности.  Внедрение программы осуществляется коллективом ДОУ через педагогическую технологию и инноватику, что позволяет сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников и внедрить результаты современных достижений отечественной науки и практики. Наша программа имеет тесную взаимосвязь с парциальными программами по физическому и музыкальному воспитанию, т. к. данные парциальные программы рекомендованы самим автором. Ежегодно воспитатели и администрация  посещают постоянно действующие семинары проводимые ЦПК "Альтернатива",  проводятся  городские семинары по  обмену опытом.

С 2003 года наш детский сад работает по проекту программы "Весточка" (ознакомление детей с историей и культурой русского и удмуртского народа), который разработан авторским коллективом ДОУ.

В 2006-2007 учебном году данный проект программы был переработан и дополнительно взят приоритет – «Знакомство с историей и культурой удмуртского народа», в рамках подготовки к 450-летниму добровольному вхождению Удмуртии в состав России.

Цель «Весточки»: создание единой системы работы, объединяющей педагогический коллектив МДОУ, социальные институты семьи и воспитанников, направленной на развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка, понимание культурно-исторического наследия своего народа и воспитания бережного отношения к нему.

Данный Проект Программы посвящен важнейшей проблеме современного дошкольного образования – формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста и определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Проект программы носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей : бисероплетение, работа с соломкой, вышивание, обрядовые праздники, знакомство с нечистой, неведомой силой. «аэробика по-русски».

В «Весточке» прослеживается взаимосвязь с современной методикой воспитания и развития детей  технологией Н.М. Крыловой («Детский сад  - Дом радости»), которая является основной базовой программой детского сада. Проект Программы  позволяет сохранить лучшие и ценные традиции народной педагогики, обогащает культуру воспитания.

Основные задачи:

1. Приобщение ребенка к миру искусства и формирование интереса к историческому прошлому своей страны и экспонатам, воспитание бережного отношения к предметам старины, определяющим эпоху и время через социокультурную среду комнаты русского быта. Сохранение семейных традиций.

2. Сохранение русского языка и старорусской лексики в речи детей для обогащения их словарного запаса и художественной выразительности.

3. Воспитание  у детей, стремление передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые ему понравились, пробуждать и развивать их созидательную активность, формировать творчество, используя умения и способы передачи росписи в декоративно-прикладном искусстве, создание самостоятельных предметов и поделок из соломки, бисера и вышивки. Поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

Проект Программы охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования с использованием «регионального компонента»:

Физкультурно-оздоровительное направление «Румяные щечки»

Цель: воспитывать в детях стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенству, к.к. народные и подвижные игры ценны для детей не только как средство развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота….), но и оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, создают определенный духовный настрой.

Художественно-эстетическое направление состоит из 2 блоков.

1 блок   «Играй, гармошечка!»

Цель: донести до детей колорит русских и удмуртский народных песен, обычаев, оригинальность самовыражения русского и удмуртского народа, своеобразие языка, способствовать возрождению древней культуры, по средствам знакомства с традиционными обрядовыми праздниками русского и удмуртского народа, знакомство с нечистой, неведомой силой, через постановку спектаклей.

2 блок «Радуга волшебных ремесел» (декоративно-прикладное искусство)

Цель: познакомить детей со старинными народными промыслами. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую фантазию, воображение. Донести колорит русского и удмуртского ремесла, оригинальный метод самовыражения народа, через изготовление изделий из соломки, овладение навыками вышивания и бисероплетения.

Проект программы «Весточка» имеет сквозной многоступенчатый характер и охватывает младший, средний, старший дошкольный возраст.

В декабре 2004 года данный проект был представлен на II фестивале инновационных дошкольных педагогических проектов и программ "Инновация - путь к обновлению дошкольного образования", где стали лауреатами  и получили диплом. В 2008-2009г. участвовали во II туре III Фестиваля инновационных дошкольных педагогических проектов и программ «Инновация в дошкольном учреждении – средство реализации современной модели образования» и в республиканском конкурсе «Образование без границ». В марте 2009г. проект программы «Весточка» блок «Играй гармошечка» был представлен на городском семинаре-празднике «Русские потехи во все времена года» в форме фольклорной картинки «Ярилины игры» и награжден дипломом. Также приняли участие во 2-ом открытом городском конкурсе - фестивале хореографических коллективов и солистов «Танцующий Чайковский», где получили диплом лауреата III степени.

В ноябре 2009 года прошла презентация проекта программы «Весточка» на уровне города в результате которой проект программы был рекомендован для участия в третьем Фестивале инновационных проектов и программ.

В январе 2010г. на третьем Фестивале инновационных дошкольных проектов и программ за проект «Весточка» коллектив детского сада стал его Лауреатом, получил диплом и денежную премию в размере 15000 р.. А детская эстрадная студия «Волшебники двора» под руководством хореографа Харалдиной Е.Н. активно участвовала в республиканском фестивале Россия глазами детей и получила Диплом участника в номинации «Народное художественное творчество».

На протяжении учебного года в саду действует информационно-педагогический вестник "Домовенок" в котором регулярно помещают свои статьи сотрудники и родители детского сада по краеведению.

Дети с удовольствием принимают участие в обрядовых праздниках и музыкальных гостиных. Так,  в апреле 2011 года для родителей и с участием была проведена музыкальная гостиная «Егорьев день» посвященная  празднику Пасха. В январе - колядки, в феврале  - обрядовый праздник Масленица, в апреле вниманию родителей была представлена музыкальная гостиная «Весну, весну аукаем». Во всех проводимых мероприятиях принимает активное участие фольклорный ансамбль «Ивушка», состоящий из сотрудников ДОУ, во главе с заведующим. Дети с интересом слушают песни о родном городе, обрядовые песни, хороводы русского народа, песни фронтовых лет. В декабре 2010 года  коллектив  ДОУ участвовал в республиканском конкурсе инновационных образовательных технологий в образовательных учреждениях УР, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на котором был представлен проект программы «Весточка». Коллектив ДОУ награжден грамотой МНО и науки УР.

Мероприятия муниципального уровня, организованные учреждением или проведенные с участием воспитанников и\или педагогов. Ежегодно на базе детского сада проводятся городские семинары по программе Н.М.Крыловой «Детский сад – дом радости». В 2010 г. организован и проведен семинар по конструированию на тему «Построение педагогического процесса на диагностической основе» раздел «Развитие конструктивной деятельности». В 2011 году организован и проведен семинар «Содействие развитию игровой деятельности: технология сюжетно-ролевой игры «Кондитерская фабрика».

В апреле 2011 г. коллектив ДОУ участвовал в Республиканском творческом конкурсе «Россия глазами детей» и стал Лауреатом в номинации «Народное художественное творчество» за русский народный танец «Кумушки».

В апреле 2011 г. коллектив ДОУ принял активное участие в городском фольклорном фестивале «Русалия» с фольклорным обрядом «Егорьев день» награжден грамотой и ценными призами.

В апреле-мае 2011 г. воспитанница ДОУ Баранова Маша приняла участие в городском конкурсе среди детей удмуртов «Пичи чеберъез» «Пичи батыръез» награждена дипломом лауреата и ценными подарками

Таким образом, мы считаем, что работа по краеведению ведется достаточно активно и успешно.  Работу по данному виду деятельности мы намерены продолжить и в следующем учебном году. Нам предстоит доработать перспективное планирование по блоку «Родное слово»: знакомство детей с удмуртским этносом; разработать перспективное планирование по обучению детей удмуртскому языку